Война, проигранная позавчера
Каждый раз, когда в Израиле происходит интифада, вооруженные столкновения и просто беспорядки, параллельно начинается другая война, которую мы из раза в раз проигрываем. Эта война – информационная.
Умные евреи, обладающие самыми современными технологиями и фактическим материалом, доказывающим их правоту, безнадежно уступают необразованным и примитивно врущим палестинским пропагандистам и падким на дешевые сенсации западным репортерам.
Для этого находится два универсальных объяснения: "пускай себе клевещут", как говорилось в старом советском анекдоте, и "все равно они все антисемиты и нас ненавидят". И то, и другое – оправдание бездеятельности и непрофессионализма многочисленных отделов пропаганды и пресс-служб, которые существуют на наши налоги при различных министерствах и ведомствах, начиная с министерства главы правительства.
Игнорирование информационной войны уходит корнями в те годы, когда Израиль вообще обращал мало внимания на международное общественное мнение. Мы боролись с врагами и уничтожали террористов, не думая о том, что о нас пишут и как называют. Но времена изменились.
Трудно представить, чтобы сейчас еврейское государство решилось на акцию вроде похищения Эйхмана или операции "Гнев Божий" (ликвидация террористов, убивших наших спортсменов в Мюнхене). Израиль стал очень чувствителен к тому, как он выглядит в глазах мирового сообщества. Нас пугают санкциями, бойкотами, резолюциями ООН, международными судами – и мы пугаемся.
Можно спорить, хорошо это или плохо, но факт остается фактом – положение Израиля по отношению к окружающему миру изменилось, а подход к информации и пропаганде остался прежним. Никто, кроме энтузиастов-блоггеров, не занимается систематической разъяснительной работой. В лучшем случае, мы успеваем вовремя ответить на клевету.
Все хвалят оперативность властей, устроивших визит представителей СМИ в больницу, где проходил лечение 13-летний террорист, по словам, Махмуда Аббаса, убитый израильтянами. Но что мешало сделать то же самое до того, как Аббас произнес перед телекамерами эту ложь, наверняка запавшую в память многим? Почему наша правдивая информация всегда отстает минимум на шаг?
Не первый день с подачи арабских источников распространяется ложь о подкопе под Аль-Аксу с целью уничтожения мечети. Где видеодоказательства, что никакого подкопа нет? Где экскурсии для журналистов, прямые эфиры с места событий? Может быть, мы не должны опускаться до каждой клеветы? Но нам придется это сделать, когда дело дойдет до обращения в Гаагу или Совбез ООН. Так почему не пресечь провокацию в зародыше?
Вторая ошибка состоит в том, что мир, мол, не хочет знать правду об Израиле. Верно, во всем мире давно сформировался стереотип израильского оккупанта и несчастных палестинцев. Верно, западные журналисты часто игнорируют факты, которые не укладываются в этот стереотип. Но чем больше будет этих фактов, подкрепленных материалами и документами, тем больше шансов, что они будут опубликованы.
В мире хватает людей, которые хотели бы узнать правду об Израиле и палестино-израильском конфликте, но не знают, где ее взять. Во многих странах есть добровольные общества поддержки Израиля, распространяющие правдивую информацию о нашей стране. Их проблема – в нехватке этой информации. В основном им приходится пользоваться англоязычными версиями израильских СМИ, которые занимают по большей части левую позицию. Это еще одна наша проблема, но с ней ничего нельзя поделать, поскольку демократическое государство не может посягать на свободу слова.
Зато правительственные отделы пропаганды могли бы наладить контакт с нашими друзьями по всему миру и снабжать их эксклюзивными материалами. Найти эти организации ничего не стоит сотрудникам посольств и консульств, в чьи задачи, помимо всего прочего, входит создание позитивного имиджа еврейского государства.
Но дело не только в непрофессионализме и лени отдельных чиновников. Израиль вообще успешно реагирует только на сегодняшние вызовы, будь то террор, интифада, экономический кризис или пропагандистская атака.
Аргументы и доказательства нашей правоты звучат в ответ на выводы очередной комиссии или очередную клеветническую речь палестинских лидеров. Но тогда они выглядят запоздалыми оправданиями. Кстати, никому не приходит в голову, что на том информационном фоне, который сложился вокруг Израиля, ни одна комиссия просто не осмелится его защищать.
Выбора нет – ситуацию нужно менять, не дожидаясь, пока грянет гром. Да, на это потребуется много времени и усилий. Мы вступаем в борьбу с превосходящими силами, но так было и в первых настоящих войнах Израиля. Если бы тогда противостояние сочли бессмысленным и заранее обреченным, то сегодня у нас бы не было государства.