За своих, или 25 лет спустя
Прошло чуть больше 25 лет с начала Большой алии, и русскоязычные депутаты Кнессета наконец смогли объединиться для решения проблем репатриантов. "Русское лобби" получило название "Коалиция в защиту алии". В него вошло восемь депутатов от разных партий, а возглавил ее спикер Кнессета Юлий Эдельштейн.
Инициатором объединения стал Авигдор Либерман, который пригрозил коллегам в случае их отказа мобилизовать сотни тысяч граждан на обращения в их канцелярии. В СМИ успел попасть призыв Либермана к русскоязычным израильтянам завалить министерства письмами с требованием выполнить предвыборные обещания, хотя депутаты откликнулись на инициативу.
На первой встрече Коалиции Либерман выделил две первостепенные задачи – пенсионная реформа и сохранение посольства в Минске. О том, что дипломатическое представительство Израиля в Беларуси сохранится в том или ином виде, было объявлено практически сразу же после создания Коалиции, и ее участники поспешили объявить это своим первым достижением. Однако поверить в такую оперативность трудно. Министр Зеэв Элькин около месяца вел на эту тему переговоры с Минфином и МИДом, но другим русскоязычным депутатам оказалось достаточно собраться вместе и погрозить МИДу пальчиком. В этом случае можно было бы надеяться, что все остальные проблемы, в первую очередь, пенсионная, решатся так же просто и быстро.
Кстати, трудно объяснить, почему партия НДИ не могла взяться за вопрос пенсий в те долгие годы, когда она заседала в правительстве, а ее лидеры занимали ведущие министерские посты? То же касается и других тем, важных для русскоязычных израильтян. Например, закон о гражданских браках входил в программу партии еще в 1996 году (не говоря уж о принятии Конституции, прекращении полицейского произвола и т.п.). Разумеется, у гражданских браков много серьезных противников, но проблема пенсий ничуть не проще. Если же для эффективной работы не хватало поддержки других русскоязычных депутатов, то непонятно, почему столь полезная и необходимая инициатива объединения не появилась раньше.
В принципе, ответ очевиден. Политики готовятся к новым выборам, на которых Либерман собирается играть центральную роль. Хорошая новость состоит в том, что будущая, хотя и очень гипотетическая парламентская коалиция, по-видимому, намерена всерьез взяться за социальные проблемы – это следует из повестки "русского" лобби. Плохая – что эти проблемы вместе с планами их решения, как и раньше, могут остаться пунктами в предвыборных обещаниях.
Согласно последним опросам, если бы выборы прошли сейчас, то Ликуд и Сионистский лагерь существенно уменьшили бы свое представительство. Второй по величине фракцией стала бы "Еш Атид". Вместе с НДИ и "Кулану" они набирают 35 мандатов и получают шанс собрать коалицию.
Тот факт, что все русскоязычные депутаты с энтузиазмом откликнулись на призыв к объединению, говорит о том, что на ближайших выборах опять будет разыгрываться "русская" карта. Что означает этот всплеск интереса к "своим" сейчас, спустя 25 лет с начала Большой алии, когда большинство "русских" олим в большей или меньшей степени абсорбировались и обрели свои политические пристрастия? Конечно, поток репатриантов из России и Украины растет, но показателей 90-х годов все равно достичь не удастся.
Основная причина – пенсионная проблема. Это та бомба замедленного действия, которая была заложена 25 лет назад, но рванет в ближайшие годы.
На пенсию начинают выходить те, кто приехал в страну в возрасте 40+. В то время олим в первую очередь волновал вопрос трудоустройства и жилья – об отдаленном будущем мало кто задумывался. Но при существующей в Израиле системе, заработать на полноценную пенсию эти люди не смогли и с прекращением работы они резко потеряют в доходах. Кому-то придется отказаться от красивой жизни, а кому-то – сократить расходы на самое необходимое. Этот пенсионный "провал" будет продолжаться примерно десятилетие, поскольку на достойную пенсию не может рассчитывать большинство репатриантов, приехавших в 1990-х в возрасте старше тридцати лет. Таким образом, пенсионная реформа, о необходимости которой столько говорят в "русском" лобби, затронет десятки, если не сотни тысяч людей. Для этих политиков все они – потенциальные избиратели.
Неудивительно, что "русское" лобби дружно мобилизовалось для решения этой проблемы. Однако ее протяженность во времени может сослужить репатриантам плохую службу. Политики хорошо знают, что людям свойственно забывать добро, в том числе и совершенные ради их блага перемены. Трудно заставить избирателя голосовать за партию, которая отстояла его права не вчера, а в позапрошлой каденции. Поэтому в чисто электоральных интересах защитников пенсионной реформы – растянуть ее осуществление на те же десять лет. Какой путь они выберут, заранее сказать нельзя.
Депутат Софа Ландвер подняла вопрос об облегчении процедуры гиюра. Эта проблема также актуальна для олим, но и она, к сожалению, из серии долгоиграющих – поскольку негалахические евреи приезжают из постсоветского пространства постоянно. Поэтому существует риск, что наши депутаты будут решать ее мелкими шажками, от выборов до выборов. Но спасибо им уже за эти шаги.
В целом создание Коалиции можно только приветствовать. Лоббирование – эффективный способ политической деятельности, и хорошо, что депутаты наконец-то смогли преодолеть свои партийные разногласия и объединиться ради интересов алии. Главное, чтобы достижения Коалиции в защиту алии не ограничивались громкими символическим победами вроде права на празднование Нового года или установление даты Дня Алии (на том, чтобы не отмечать его во время предпасхальных каникул, настаивают Софа Ландвер и Роберт Илатов). А самым главным показателем того, насколько важны депутатам наши интереса, станет сохранение Коалиции после очередных выборов.