Зачем Биби идет в Конгресс
Приняв приглашение выступить перед конгрессменами США в обход Белого дома, Нетаниягу вмешался в конфликт между республиканским Конгрессом и президентом. Это гораздо более серьезный повод для скандала, чем нарушение дипломатического протокола, тем более, что и сами конгрессмены не потрудились согласовать выступление израильского премьера с Белым домом.
Ожидается, что речь Нетаниягу будет посвящена ужесточению антииранских санкций. Конгресс разделяет эту позицию, в то время как президент Обама хочет, чтобы переговоры “шестерки” с Тегераном привели к некому результату. Соглашение с Ираном – единственный для амбициозного президента шанс оправдать выданную авансом Нобелевскую премию мира. Пока иранская сторона не идет на уступки, однако не исключено, что “шестерка”, стремясь к компромиссу, умерит свои требования. Конгресс же, в пику этой политике, готовит законопроект по введению новых санкций против Ирана.
Таким образом, американские законодатели сознательно идут наперекор президенту, и к ним присоединяется израильский премьер. Можно понять досаду и раздражение Обамы. Он уже призвал Конгресс воздержаться от ужесточения санкций, а Нетаниягу попросил не агитировать за них конгрессменов. Он также отказался встречаться с Биби, аргументировав это близостью израильских выборов и нежеланием влиять на предвыборную кампанию. Не будет в этот раз беседовать с Нетаниягу и госсекретарь США Джон Керри. В связи с этим американские и израильские СМИ принялись обсуждать очередной виток охлаждения отношений между двумя странами.
Впрочем, эти обсуждения происходят так часто, что уже никого не пугают. Меньше всех их боится Нетаниягу – он знает, что по иранскому вопросу у него за океаном много сторонников, причем не только в оппозиционном президенту Конгрессе. Американцы не видят в сближении с Ираном никакого смысла, кроме растущей угрозы для своего ближайшего союзника. Ряд политиков, например, бывший посланник мира Дженнис Росс, считают, что Обама чересчур потакает Ирану, тем самым осложняя отношения не только с Израилем, но и с другими партнерами в регионе. Эта попустительская политика особенно опасна в те дни, когда Иран усиливает свое влияние на фоне войны в Ираке, переворота в Йемене и смены власти в Саудовской Аравии после смерти короля Абдаллы. Заверения Обамы в том, что будущее соглашение с Тегераном гарантирует исключительно мирный характер иранской ядерной программы, никого не убеждают. Напротив, они служат подтверждением, что президент идет на поводу у риторики новых иранских властей.
Однако явное пренебрежение, которое выказал Нетаниягу в отношении американской администрации, задело даже тех, кто не испытывает особых симпатий к Белому дому. Американские СМИ обвинили Биби в том, что он зарабатывает предвыборные очки, демонстрируя свою заботу о безопасности страны. Что касается политических соперников Нетаниягу в Израиле, то они не сомневаются, что выступление на Капитолийском холме – это часть предвыборной кампании. Если верить Яиру Лапиду, Нетаниягу поставил под угрозу все сотрудничество с США в политической и военной сфере. Глава МЕРЕЦ Захава Гальон потребовали запретить телевизионную трансляцию речи Нетаниягу в Конгрессе. Депутат Эйтан Кабель ("Авода") заявил, что премьер сам добился приглашения на Капитолийский холм, испугавшись падения предвыборных рейтингов.
Истерика левых политиков говорит о том, что этот шаг действительно может реально повысить популярность Нетаниягу. Дело даже не в иранском вопросе (Биби высказывается по нему постоянно) и не в поддержке Конгресса, а в том, что премьер в который раз бросает вызов Обаме. И в который раз американскому президенту, которого очень не любят в Израиле, придется проглотить это оскорбление.
Да, для Нетаниягу речь в Конгрессе - это предвыборный ход, и практически никаких иных последствий она иметь не будет. Обама заранее предупредил, что наложит вето на законопроект Конгресса о новых антииранских санкциях. Но идея конгрессменов заключается в том, чтобы подготовить этот проект заранее и сразу же ввести его в действие в случае окончательного провала переговоров. Это произойдет после 1 июля (последний срок для заключения договора по иранской ядерной программе) и на израильские выборы уже не повлияет. Скорее всего, этот законопроект был бы принят и без выступления Нетаниягу. При этом концепция защиты безопасности Израиля остается для США незыблемой, что недавно подтвердил официальный представитель Белого дома. Конечно, такое заявление можно расценивать и как напоминание, от кого эта безопасность во многом зависит. Но если между Израилем и Ираном произойдет вооруженное столкновение, Америке придется выполнять свои обязательства.
Обама тоже пугает американцев и Конгресс возможной войной, но прямой связи между войной и ужесточением санкций нет. Как известно, пока санкции действовали в полную силу, Иран ни на кого не напал, несмотря на постоянные угрозы. И сегодня, когда иранский парламент обещает совершить “рывок в развитии ядерных технологий” в ответ на возможное введение американских санкций, эти слова никого не должны обмануть – Иран будет по мере возможности развивать свои ядерные технологии с санкциями или без.
В отношениях США и Израиля тоже ничего принципиально не изменится. Вот уже 7 лет Обаме приходится иметь дело с неуступчивым и неблагодарным Нетаниягу, но несмотря на их личную неприязнь, американцы продолжают блокировать антиизраильские резолюции в ООН. В частности, недавно Вашингтон еще раз осудил обращение палестинцев в Гаагский трибунал. Все эти годы Белый дом подталкивал Иерусалим к переговорам с ПНА, но это происходило бы при любом раскладе. В принципе, Обама морально готов терпеть Биби со всеми его выходками еще два года своей каденции. Если же в Израиле появится другой глава правительства, сам этот факт станет поводом для резкого улучшения отношений между странами.