Заложники политики

Заложники политики

Уходящий год многие провожают недобрым словом. «Корона» нарушила нормальное течение жизни для государств и простых людей, ударив по одним слегка, по другим – сильнее, а по кому-то – смертельно.

Израильтянам в этом смысле особенно не повезло - эпидемия изменила баланс отношений между народом и его руководителями. Если раньше политикам приходилось считаться с мнением граждан, то «корона» дала им в руки практически неограниченную власть. В течение года страна оставалась в заложниках у правительства: «наверху» решали, на сколько шагов нам позволено удаляться от дома, как работать и учиться, с кем встречать праздники, когда навещать родных. Вначале это преподносилось как временные и чрезвычайные меры, но под конец года власти уже не скрывали, что локдауны, штрафы и тотальный контроль могут стать нормой нашей жизни.

Ограничения в той или иной степени затронули весь мир, но ни в одной цивилизованной стране они не были такими жесткими и продолжительными, как в Израиле. Чем дальше, тем сильнее израильтяне убеждались, что правительству плевать на их нужды – к попыткам сдержать распространение вируса присоединялось все больше личных интересов политиков. Оказалось, что «сегер» и чрезвычайное положение – прекрасная ширма для дележки власти, сведения счетов и ухода от насущных задач. Долгожданная вакцинация ничего не изменила – она сопровождается очередным строгим локдауном, и нас предупреждают, что скорого возврата к нормальной жизни ждать не стоит.

Был ли способ сдержать распространение эпидемии не такой высокой ценой? Если и был, то его никто не искал. Карантин оказался для наших лидеров очень удобным способом держать людей под контролем и решать свои проблемы.

Бесконечные карантины почти угробили экономику, оставив сотни тысяч людей без работы, дохода и перспективы. Можно было ожидать, что, требуя таких жертв от населения, власти предпримут дополнительные усилия по улучшению экономической ситуации. Но Биби так хотел избежать судебного процесса, а Ганц – отстоять свое право на ротацию, что правительство не утвердило бюджет даже на 2020 год, не говоря уж о годе следующем. Сегодня эта подвешенная ситуация грозит драматическим сокращением социальных программ помощи бедным и нуждающимся.

Дистанционное обучение оставило за бортом сотни тысяч школьников, фактически потерявших год, который им никто не компенсирует. Народ полностью разочаровался в нашей знаменитой на весь мир здравоохранения. Бюрократы от медицины в течение года шантажировали страну, загоняя ее в бесконечные локдауны и доводя людей до депрессий и самоубийств. При этом медики самоотверженно боролись с «короной», а специалисты покидали свои посты, отчаявшись противопоставить здравый смысл политическим расчетам.

Прошедший год окончательно доказал нам, что государству нужны не те, кто платит налоги, служит в армию и соблюдает законы, а те, кто может обеспечить правительству политическую поддержку. Если кому-то и удавалось добиваться облегчения карантинного бремени или безнаказанно его игнорировать, то это харедим - верные партнеры Нетаниягу по коалиции.

И наконец, на фоне нового роста заболеваемости партийные деятели не нашли ничего лучше, как пойти на внеочередные выборы, не сумев поделить сферы влияния. Для народа Израиля в этом есть хоть какое-то моральное удовлетворение – после того как политики в течение года топили экономику, образование, бизнес, мы не без злорадства наблюдаем, как они топят друг друга, сами оказавшись заложниками ситуации, которую создали.

Сторонники непобедимого Биби в одночасье прозрели и бросились бежать с тонущего корабля, наперебой обвиняя его в культе личности и преследовании собственных интересов. Сегодня ему припоминают все обиды и унижения, которым он подвергал тех, кто хоть отчасти отклонялся от его линии. Главный упрек, который бросают премьеру: он довел страну до выборов в разгар эпидемии и экономического кризиса. Можно подумать, что в течение года ситуация была лучше и что выборы опаснее для страны, чем безработица, закрытие бизнесов и обнищание населения. Но в это время обличители молчали, поскольку у них не было возможности заработать на своем демарше политический капитал.

Нетаниягу и его команда не уступают соперникам в агрессии: как и раньше, любой, кто осмеливается бросить ему вызов, объявляется предателем и врагом народа. В СМИ уже появились намеки на то, что у штаба Биби есть компромат на Гидеона Саара, некая «шкатулка Пандоры», которая даст повод для расследования и разрушит карьеру Саара. Судя по первым шагам, нынешняя предвыборная кампания по количеству грязи, вылитой политиками друг на друга, превзойдет все предыдущие.

Ультраортодоксальные партии, которые долго вертели премьером, как хотели, и которых он до сих пор считает своими основными союзниками, теперь вовсе не исключают присоединения к альтернативной коалиции. Все зависит от того, кто наберет больше мандатов и сделает более щедрое предложение. Дружба дружбой, но кресла и бюджеты важнее.

Ганц, за весь год ничего не сделавший для облегчения судьбы граждан и в конце концов разрушивший коалицию, рискует уйти в политическое небытие вместе со своей партией. Его бывшие соратники теперь уверены, что он не может быть премьер-министром, хотя именно этого они добивались в течение года. Все перебежчики из Ликуда и «Кахоль-Лаван» хором обвиняют своих прежних лидеров в провале борьбы с «короной», разрушении экономики и других роковых просчетах, как будто сами не способствовали этому своей поддержкой или молчаливым одобрением.

Разумеется, обществу не стоит ждать от выборов улучшения своего положения. Предвыборная кампания обернется для государства большими расходами и отодвинет решение многих важных вопросов. На новые политические силы тоже нет смысла рассчитывать – это все те же знакомые нам интересанты, только сменившие вывеску. Но если кто-то из нынешних лидеров заплатит за наши мучения своей карьерой, это будет закономерным и заслуженным результат того, что они сделали с людьми и со страной.

Автор//: Ирина Петрова

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK