Жизнь с карантином

Жизнь с карантином

Хуже карантина может быть только выход из него. В Израиле это поняли уже после первой волны, но продолжают наступать на те же грабли. Как ни предупреждай граждан о том, что послабления не означают вседозволенности, окончание «сегера» воспринимается как выход на свободу из заключения. Сразу начинается праздник непослушания: молодежь заполняет парки и пляжи, пожилые едут встречаться с детьми и внуками, верующие собираются на массовые молитвы. Ажиотаж подогревается уверенностью, что свободу дали ненадолго и ею надо наслаждаться по полной, так что сейчас не до предосторожностей, дайте надышаться, нагуляться, насмотреться на людей... Неудивительно, что очень скоро вирус возвращается на круги своя, а мы возвращаемся в карантин.

Сегодня уже мало кто сомневается, что третий локдаун неизбежен, а за ним, возможно, последует четвертый, пятый и так далее… Послабления дают стране передышку, по большей части психологическую, но не оживляют экономику, а лишь позволяют ей не умереть. Ясно, что долго так продолжаться не может, но и выхода из этого замкнутого круга не видно. Что же нам делать, чтобы не повторять одних и тех же ошибок?

Прежде всего, как ни парадоксально, перестать полагаться на карантин. Да, это единственное надежное средство прервать на время цепочку заражений – но именно на время. Запереть всех людей по домам – самый простой путь уберечь их не только от «короны», но и вообще от любых опасностей окружающего мира. Однако прибегать к этому способу можно один, максимум два раза; не случайно в Европе, также переживающей вторую волну, стараются всеми силами избежать локдауна. В некотором роде карантин подобен погружению больного в искусственную кому, что бывает необходимо для лечения, но лишь на недолгий период. Чем раньше наше правительство начнет искать действительно эффективные методы борьбы с эпидемий, а не рассчитывать, что каждую новую волну можно будет сбить карантином, - тем скорее мы выберемся из этой напасти. Но пока власти не находят ничего лучше, чем пугать народ новым карантином или замедлением сроков выхода из него, что приводит к обратному эффекту.

Да, здесь многое зависит от простых граждан. Нам тоже нужно привыкать «жить с короной, а не ждать, пока она закончится», как предупреждают эксперты. Для этого придется во многом изменить образ жизни: соблюдать социальную дистанцию, носить маски, больше следить за личной гигиеной. Главное же – научиться беречь не только свое, но и чужое здоровье. Когда специалисты говорят об особых мерах предосторожности для пожилых и групп риска, они имеют в виду, что нужно защищать этих людей, а не изолировать их от всего мира.

Возможно, «корона» послана нам не в наказание, а для самоусовершенствования, чтобы повысить нашу личную и социальную ответственность. Не случайно в тех странах, где эта ответственность выше, с эпидемией справляются лучше и без драконовских мер.

Но все это невозможно, если власть будет относиться к нам, как к неразумным детям, которых можно в любой момент наказать за непослушание, заперев в комнате и оставив без развлечений. Однако до сих пор все происходит именно так: люди покорно ждут, что решат наши руководители, как они распорядятся нашей судьбой, доходами, занятостью, образованием наших детей.

Это было бы полбеды, если бы «наверху» знали, что делают, имели четкий план на разные варианты развития событий и прислушивались к специалистам. Но мы видим лишь разброд и разногласия, заседания комитета по коронавирусу проходят в бесконечных разборках, каждое ведомство тянет одеяло на себя, каждый политик отстаивает интересы своих избирателей и свои собственные. Вполне логично, что и среди граждан каждый думает лишь о себе и своем ближайшем окружении: молодежь – о развлечениях, рестораторы – о доходе, ультраортодоксы – о массовых молитвах и других общинных мероприятиях. Если политики не способны показать пример единства и сознательности, то можно ли ждать дисциплины от населения?

Израильтяне по-прежнему не любят носить маски и соблюдать дистанцию, все больше становится «скрытых ковидо-диссидентов» - тех, кто не сообщает о своих контактах или о заражении, а продолжает общаться с согражданами или тихо болеть у себя дома, в то время как члены их семьи ходят на работу, а дети - в школы и детские сады. Нетрудно предсказать, что никто не будет соблюдать численность и «капсульность», особенно на свадьбах и массовых молитвах, а на каждую улицу не поставишь полицейских. Таким образом, можно уже начинать считать дни до нового карантина. Возможно, его уже не предотвратить, но что нужно сделать, чтобы он стал последним?

Прежде всего, вернуться к практике разделения городов и районов по уровню заболеваемости (так и не выполненный план «Светофор») и, соответственно, применения разной степени ограничений. Эта практика применяется во многих странах, и никто не считает ее «дискриминацией».

Лучше поздно, чем никогда, но нужно договориться наконец с духовными руководителями тех ультраортодоксальных общин, которые не подчиняются ограничениям. У правительства, и у премьера, в частности, есть большой опыт достижения таких договоренностей. Если же это невозможно и харедим по-прежнему будут жить по своим правилам, то пора признать, что настоящей власти в нашей стране нет.

Учебные заведения нужно открывать не одновременно по команде, а по мере готовности к работе по новым правилам. Да, не все родители смогут сразу вернуться к работе, зато меньше шансов, что детей через неделю снова отправят домой.

И эти, и другие разумные меры требуют ответственного и грамотного руководства, а главное – преодоления недоверия между обществом и властью. На все это надежды мало, а потому мы учимся жить при перманентном карантине. Находить альтернативные способы заработка, переходить на удаленную работу, учить детей дома, вписывать отпуск в короткий промежуток разрешенных полетов… Люди приспосабливаются ко всему, и власти такой вариант вполне устраивает, ведь он требует гораздо меньше усилий, чем поиски выхода из карантинного рабства.

Автор//: Ирина Петрова

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK