Дружба врозь?

Дружба врозь?

Автор//: Ира Коган
Уходит ли Россия из Сирии? На самом деле, это не столь важно – в любом случае баланс сил в регионе изменился. Москва увязла в начатой ею войне против Украины, ее потери в живой силе и технике огромны, и все это серьезно подорвало репутацию российской армии, причем в первую очередь в глазах союзников. Теперь Асаду остается ориентироваться на своих спонсоров из Ирана. Первые признаки смены курса уже появились: недавно в Дамаске был назначен новый министр обороны, который, в отличие от своего пророссийского предшественника, выступает за присутствие в стране иранских сил. Позиции сторонников Ирана в сирийской армии укрепляются, и для Израиля это очень плохая новость. Одновременно Россия становится все более токсичным партнером, сотрудничество с которым приносит больше вреда, чем пользы.
 
Нейтралитет Израиля в вопросе российско-украинской войны традиционно оправдывался присутствием российских войск в Сирии и стратегией «открытого неба», позволявшей нашим ВВС атаковать иранские и проиранские объекты. Но теперь военные специалисты вдруг заговорили о том, что израильской авиации и раньше не стоило опасаться российских ракет. Во-первых, Россия сама всегда была заинтересована в ослаблении Ирана, а во-вторых, Израиль мог с легкостью уничтожить ее ПВО, развеяв миф о боеспособности российского оружия еще до Украины.
 
Так или иначе, еврейское государство в последнее время усилило атаки на Сирию и даже наносит удары в дневное время, что означает: российские С-300 и С-400 уже не принимаются в расчет. Что касается реальных союзников, то наиболее перспективным из них сейчас выглядит Турция, которая по мере ослабления России становится ключевым игроком в регионе. У Иерусалима с Анкарой совпадают интересы: им важно вытеснить из Сирии иранских военных, а в идеале - сместить Асада. Для нас это означало бы затишье на северной границе, а для Эрдогана – расширение влияния и успех на выборах 2023 года. Неудивительно, что эксперты уже не исключают вариант совместных военных действий Израиля и Турции, причем Россия вряд ли сможет этому помешать, даже если ее войска останутся в Сирии.
 
Тут возникает вполне закономерный вопрос: нужно ли сохранять отношения с партнером, который ведет себя как международный агрессор? Зачем поддерживать дружбу, которая уже ничего нам не дает, а только портит репутацию Израиля и вызывает раздражение других союзников? Положа руку на сердце, Путин никогда не был нам близким другом, ради которого стоит рисковать своим имиджем и бросать вызов всему остальному миру. Не говоря уж о том, что преступлениям российской армии против гражданского населения Украины нет и не может быть оправданий. Сегодня от российского режима можно ожидать всего - нападения на других соседей, применения неконвенционального оружия. От таких друзей лучше держаться подальше, на что Израилю уже два месяца весьма прозрачно намекают украинские и западные лидеры, а также Белый дом.
И вот уже Израиль дает разрешение Эстонии на передачу Украине своих противокорабельных ракет Blue Spear.
​​​​​​ Означает ли это, что с нейтралитетом покончено?
 
Однако у еврейского государства есть еще один незакрытый гештальт в отношениях с Москвой – ее позиция по возобновлению ядерной сделки Запада с Ираном. Некоторые обозреватели не исключают, что последняя поездка Беннета к Путину привела к формированию взаимных обязательств: Израиль не вмешивается в украинскую кампанию, а Россия блокирует сделку. Тут, казалось бы, возразить нечего – наша безопасность превыше всего. Но все не так просто.
 
Такая договоренность, если она и имела место, произошла в начале войны, когда еще не было ни геноцида Бучи, ни разрушенного Мариуполя, ни ядерного шантажа. Тогда еще оставалась надежда, что бойню можно остановить в ближайшие дни, и Израиль даже предлагал свои услуги посредника. Но сегодня война в Украине - это борьба добра со злом, а с силами зла нельзя ни о чем договариваться. Трудно поверить, что Беннет смог бы сейчас заключать соглашения с Путиным, особенно после антисемитских заявлений министра Лаврова.
 
А как же Иран? Здесь Россия все равно будет поступать, исходя из своих, а не наших интересов. Кроме того, есть мнение, что ядерная сделка мало что изменит – Тегеран не станет для нас ни менее, ни более опасным. Так что – дружба врозь?
Во всей ситуации есть один спорный момент. Вполне оправданное и необходимое охлаждение с Россией выглядит так, как будто Израиль бросает старых друзей в трудную минуту. Но это впечатление вызвано лишь тем, что в недавнем прошлом мы слишком бурно демонстрировали свои дружеские чувства. Впредь для нашей страны это должно стать уроком – нельзя бросаться в объятия к токсичным режимам, даже если в данный момент с ними есть полное взаимопонимание. Это правила особенно важно помнить на фоне потепления с Турцией – здесь мы рискуем наступить на те же грабли.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK