Страна невыученных уроков
Автор//: Ира Коган
Каждый израильский родитель непременно сталкивался с забастовками в школах и детских садах. Сейчас они снова сотрясают страну, и педагоги угрожают сорвать начало следующего учебного года, если правительство не решит проблему низких зарплат, тяжелых условий труда, переполненных классов. Тем временем министерство образования готовит целый пакет реформ школьной системы, от перехода на пятидневку до новой формы экзаменов на багрут (аттестат зрелости). Эти проекты также вызывают протесты школьных работников - учителя резонно опасаются, что перемены не улучшат их положение, а наоборот, тем более что с ними реформы, как правило, не согласовывают.
Вообще говоря, нехватка школьных учителей – а сегодня это главная проблема нашей образовательной системы – позор для флагмана высоких технологий, каким мы себя позиционируем в мире. Не меньший позор – плохие результаты наших школьников на международных экзаменах PISA. Принято считать, что Израиль экономит на образовании, но на самом деле наши расходы на каждого ученика начальной школы совсем чуть-чуть уступают Финляндии и Канаде, на которых принято равняться в школьном образовании. Но это не влияет на работу учителей и знания учеников.
Беда в том, что в нашем управлении системой просвещения странным образом сочетается страсть к реформам и замшелый консерватизм. Буквально каждый министр, возглавивший образовательное ведомство, считает своим долгом привнести в школьные будни что-то новое, не особо представляя себе результаты этого новаторства. Но есть и другая, глобальная причина, которую не принято озвучивать, хотя для всех она очевидна: еврейское государство не нуждается в образованных людях. Не нужно столько инженеров, физиков, биологов, тех же учителей и врачей (исключение – работники хай-тека, но и здесь есть нюансы). Да, их не хватает, но они не нужны – такой вот парадокс. А отсюда уже вытекают все прочие проблемы нашей системы просвещения.
Первая: хорошее образование - личное дело школьника и его родителей. Найти школу с высокими стандартами обучения, добиться, чтобы ребенка туда приняли, следить за его результатами, поддерживать мотивацию - задачи семьи, ибо ни школе, ни государству нет до этого дела. В Советском Союзе нас стыдили за плохую учебу, мол, «родине нужны твои знания». Это, разумеется, перебор, но в Израиле мы наблюдаем другую крайность: твоя учеба не нужна никому, кроме тебя. Более того, в какой-то мере отличники вредят экономике, ведь выпускник, успешно закончивший школу, захочет пойти в университет и в итоге станет не уборщиком, не санитаром в больнице, не водителем автобуса, а специалистом, которые Израилю не нужны (см. выше). А потом, обнаружив, что в своей стране он не востребован, молодой специалист уедет работать за границу, пополнив печальную статистику «йериды» образованной молодежи.
Вторая проблема – характерное для многих наших сограждан отношение к школе как к «камере хранения», где дети находятся под присмотром. Да, не все ученики мечтают о дипломе, но кто сказал, что продавец за прилавком, мастер на заводе, машинист поезда, грузчик и т.д. должны быть неграмотными людьми? Кому, где и когда помешали знания? Что касается учебной нагрузки, то дети у нас проводят в школьных стенах больше часов, чем в других странах, и если это время проходит впустую, то они устают от безделья еще сильнее, чем от уроков. Именно пустое времяпровождение в школе закладывает основы расслабленности, лени и необязательности, которые, увы, уже стали нашими национальными чертами.
Кстати, если вы рассчитывали, что школа, даже хорошая, воспитает в вашем ребенке дисциплинированность и усидчивость, то забудьте об этом. Израильская школа никого не воспитывает - это прерогатива семьи и отчасти армии.
Армия вообще тратит очень много сил и средств на работу над школьными ошибками. Во время службы солдаты могут подготовиться к экзаменам на багрут, подтянуть письменный иврит, не говоря уж о денежном «подарке» на образование и обещанных недавно стипендий для демобилизованных. Но главное - армии нужны специалисты, и там им готовы платить хорошие зарплаты. Мало того, существует армейский академический резерв (атуда академаит) - шанс для молодых людей, которые не могут оплатить себе высшее образование. Может быть, школы надо просто передать в ведение армии, тем более что с оборонным бюджетом у нас не бывает проблем?
И наконец, в нашей стране позорно низок статус учителя и, как следствие, уровень подготовки многих педагогов, особенно в начальной школе, очень средний. По степени уважения к профессии учитель находится где-то между инструктором по вождению и владельцем пиццерии.
При таком раскладе проводить новые реформы так же бессмысленно, как давать школьникам новые задания, раз они не справились с прежними. Пора уже это понять, иначе мы так и будем жить в стране невыученных уроков.