Вашингтонская идиллия
Встреча Биньямина Нетаниягу и Барака Обамы в Белом доме выглядит настоящей идиллией на фоне прошлых противоречий. Сам Биби не скрывает радости от позитивной атмосферы, в которой проходили переговоры – «не было конфронтации, никто не читал друг другу нотаций». Судя по всему, израильскому премьеру удалось добиться от Обамы всего, чего он хотел.
Покладистость американского президента понятна – его каденция истекает, и перед новыми выборами демократам нужно вернуть расположение произраильского лобби, разочарованного натянутыми отношениями между двумя странами. Сейчас для Обамы подходящий момент, чтобы подчеркнуть: дипломатические и личные разногласия не влияют на американскую поддержку Израиля и ответственность Вашингтона за безопасность еврейского государства.
Но и Израиль находится сегодня в сложной ситуации и как никогда нуждается в друзьях. Даже угроза, исходящая от иранской ядерной программы, не так актуальна, как усиление вышедшего из-под санкций Тегерана в Сирии, Ливане и Газе, а также общая нестабильность в регионе, Исламское государство, война в Сирии и прочие факторы, которые лишь до поры до времени не затрагивают Израиль напрямую. Поэтому у Нетаниягу есть веские причины «не читать нотаций» Обаме, тем более что в моральном плане он все равно переиграл своего партнера. По всеобщему мнению, Обама «простил» Биби и жесткую критику иранской сделки, и несанкционированную речь в Конгрессе, и оскорбительные реплики нового советника Нетаниягу Дана Бараца. Со своей стороны, израильский премьер отказался от нападок на соглашение с Ираном и договорился с Обамой о создании совместной комиссии, которая будет контролировать выполнение Тегераном своих обязательств. Взамен он получил гарантии увеличения американской помощи и в финансовой, и в оборонной сфере.
Однако договоренности об этой помощи были достигнуты раньше, и идиллическая встреча между Обамой и Нетаниягу никак на них не повлияла. Администрация Белого дома с самого начала признавала необходимость компенсации за сложности, причиненные Израилю сделкой по Ирану. Следовательно, существовала какая-то другая, более насущная причина для переговоров.
Во время пресс-конференции оба лидера аккуратно обходили тему палестино-израильских отношений, в том числе и строительства поселений. Впрочем, этим вопросам была посвящена встреча Нетаниягу с госсекретарем США Джоном Керри. Что до Обамы, то он, устами своих советников, признал, что в его каденцию палестинское государство может и не возникнуть. Оба политика лишь подтвердили свою приверженность идее демилитаризованного палестинского государства, признающего право Израиля на существование.
Характерно, что накануне визита Нетаниягу Госдепартамент принял решение сократить финансовую помощь Палестинской автономии на 22%, а Конгресс возложил ответственность за нынешний виток насилия на Махмуда Аббаса, обвинив его в несоблюдении принципов Осло.
Все эти факторы вроде бы говорят о том, что Белый дом теряет интерес к палестинской проблеме. Претензии палестинцев действительно отступают на задний план на фоне других событий, которые могут привести к переделу Ближнего Востока. Возможно, эти перспективы и стали истинной причиной визита Нетаниягу в Вашингтон. Идиллическая же атмосфера встречи вызвана тем, что в этой сфере интересы Израиля и США по большей части совпадают.
С выходом на ближневосточную арену новых игроков – прежде всего, России, - США существенно теряют свои позиции. Формирование новой реальности в регионе грозит произойти без участия Вашингтона. Поэтому, как ни пытался Обама дистанцироваться от проблем арабского мира и переориентироваться на Дальний Восток, ему нужно думать о будущем Америки. Естественными политическими союзниками Белого дома – против Ирана, Сирии и России – остаются Саудовская Аравия, ОАЭ, Иордания и, скорее всего, Египет. Что касается Израиля, то до сих пор он придерживался нейтралитета, и до определенного момента эта позиция была оправданной. Но Иерусалиму пора включаться в политический процесс, иначе судьбоносные решения в регионе будут приняты без учета его интересов. Вероятно, именно вопросы новой коалиции с участием Израиля, США и ближневосточных монархий и обсуждались в Белом доме. Обама мог, к примеру, обещать Нетаниягу признанный суверенитет над Голанскими высотами – но кое-что потребовать взамен.
У соседей есть лишь одна причина считаться с еврейским государством – его военная сила. Что до сотрудничества, то главное препятствие к нему – палестинская проблема. Не исключено, что во время идиллической встречи в Вашингтоне были озвучены новые требования к уступкам в этой области – на сей раз во имя безопасности всего региона и новой роли Израиля. И Биби мог счесть эти аргументы убедительными.