Война, проигранная заранее

Война, проигранная заранее

Информационную войну мы проигрываем всегда. Говорят, что это неизбежно, что правда не может победить ложь. Правда одна, и не всегда она очевидна, а у лжи множество лиц, одно ярче другого. Правду иногда не просто выяснить, это происходит нескоро, а за это время ложь прочно поселяется в сознании людей. «Тайное становится явным» только в детских книжках.

Правда бывает такой страшной, что не каждый ее выдержит. Поэтому Израиль ограничивает показ фильма об ужасах 7 октября. Наши враги, напротив, широко распространяют сгенерированные нейросетями фотографии раненых детей Газы. На палестинскую идею работает огромная индустрия создания красочных фейков, уже получившая название Палливуд (палестинский Голливуд). Да, многие понимают, что смотрят на фальшивку, но это лишь повод не принимать на веру любую информацию, в том числе исходящую от Израиля. С «объективной» точки зрения логично допустить: если факты подтасовываются, то это делают обе стороны. Кто только из мировых лидеров не побывал на месте резни 7 октября! Мы думали, что мир увидит кадры из Беэри, ужаснется и протянет нам руку дружбы. Мир ужаснулся - и отвернулся, чтобы не портить себе настроение. Вместо сочувствия мы получили новый всплеск антисемитизма и кровавых наветов. Память человечества коротка: для многих события 7 октября произошли бесконечно давно, а израильтяне по-прежнему мстят ни в чем не повинным мирным жителям…

Антисемитизм не исчезал никогда. Даже после Холокоста еврейский народ всего лишь пожалели и разрешили ему иметь свое государство, но не стали относиться к нему лучше. То, что весь мир пользуется нашими открытиями и покупает наши технологии, ничего не меняет. В каждом антисемитском обществе были евреи, к которым приходили за деньгами, услугами, помощью, не переставая их презирать и ненавидеть.

Палестинский плач слышен в мире уже свыше 70 лет, а антисемитская истерика – почти два тысячелетия. В новейшей истории к ним добавился новый нарратив. Левая западная идеология рассматривает палестино-израильский конфликт как справедливая борьба с неоколониализмом: свободолюбивая палестинская нация (которой нет) борется за независимость своей страны (которой никогда не было).

Несмотря на некоторые несостыковки, эта ситуация идеально укладывается в постулаты левого лагеря. Поэтому для миллионов людей, весьма далеких от арабского мира и ислама, палестинцы – объект безусловного сочувствия, а террор –
простительный и оправданный вид борьбы с угнетателями.

Левые лозунги всегда вдохновляли молодежь, а потому не стоит удивляться тому, что сторонников ХАМАСа и ненавистников Израиля так много в университетах. Палестинская идея в моде, палестинские платки, значки, флаги, кричалки «От реки до
моря» – сегодня это символы бунта против всего старого, косного, несправедливого за свободу и светлое будущее. Этими символами полны молодежные соцсети, которым не может ничего противопоставить ни одна государственная пропагандистская машина. И тем более здесь нет шансов у Израиля, олицетворяющего для этой аудитории зло, агрессию и военные преступления. Что-то пытаются делать волонтеры в тех же соцсетях, но их усилия видят лишь сами израильтяне и те, кто и так поддерживает еврейское государство.

Выходит, принятое в начале войны решение упразднить министерство пропаганды как бесполезное было верным. Нет смысла оправдываться перед толпой ненавистников и врагов, во много раз более многочисленной, чем весь народ нашей страны. Да, мы разгромим ХАМАС, но нет никакой разницы, сделаем мы это молча или доказывая свою правоту. Так или иначе Израиль будет виноват. Мы живем в мире, где евреи всегда виноваты. Власти поступают правильно, не уделяя много внимания
информационной войне, отказываясь тратить силы, средства, время на борьбу, которую мы заведомо проиграем. Или все-таки нет?

Наши союзники сетуют, что в Газе погибает слишком много людей, и требуют защитить гражданское население. На самом деле, они знают цену ХАМАСу и «мирным жителям» Газы. Но даже правительствам таких в целом дружественных нам стран, как США, приходится считаться с левым нарративом и его популярностью в обществе, особенно среди молодых. Призывы к сдержанности обращены скорее к собственным избирателям, чем к Израилю, но это не значит, что мы не должны на них реагировать.

Как? Нет, не ограничивать действия ЦАХАЛа, а настойчиво объяснять их цель и смысл. Например, рассказывать о найденных под больницей тоннелях и запасах оружия не один и не два раза, а постоянно. Постепенно, через все преграды создавать ассоциативную связь между понятиями «госпиталь в Газе» и «террор». На подобных связях у палестинцев работают нарративы, очерняющие Израиль. Дело в том – и это самое важное! – что даже наши граждане не всегда понимают, для чего в Газе разрушают целые кварталы и почему нельзя было продолжить перемирие и обмен пленными. В целом израильтяне и наши друзья исходят из того, что раз правительство и ЦАХАЛ что-то делают, значит так надо. Но среди них тоже есть люди с левыми взглядами, и есть молодежь, склонная следовать моде. Они тоже умеют задавать вопросы. Уклоняясь от ответов, делая вид, что все и так очевидно, Израиль теряет сторонников, и что еще хуже - растит пятую колонну в собственном государстве.

Сдавая без боя информационную войну, мы должны помнить, что проигрываем ее прежде всего на своем поле.

Что касается остального мира – нет, он не полюбит евреев от того, что наша пропаганда будет ярче и убедительнее, чем продукция Палливуда. Мы вряд ли достучимся до неистовых студентов в палестинских платках и пользователей Тик-Тока.
Скорее всего, они нас даже не услышат. Единственный практический смысл в информационной войне – вести ее ради будущих поколений. Ради того, чтобы народы мира когда-нибудь, через много лет, перестали поддерживать и романтизировать
террор, а наши внуки не задавались вопросом, за что их все ненавидят.

Может быть, этого не произойдет никогда. Но нужно хотя бы попытаться.

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВСЕ ПО ТЕМЕ
КОММЕНТАРИИ
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ
ЗНАКОМСТВА
МЫ НА FACEBOOK